МКОУ Чулымский лицей

Если ты не знаешь, в какую гавань нужно плыть, то никакой ветер не будет тебе попутным 

 

Педагог-психолог

 

 

Педагог-психолог оказывает помощь при решении следующих вопросов:  

   

 

1. выявление причин неуспеваемости: дефекты восприятия, внимания, памяти, интеллекта, отсутствие учебной мотивации.

Причины неуспеваемости обучающегося могут быть разными:

  • невнимательность,
  • импульсивность,
  • гиперактивность,
  • смены настроения,
  • нарушения памяти,
  • проблемы моторики,
  • расстройства зрения, слуха, речи,
  • неразвитость интеллекта,
  • отсутствие мотивации учения.

2. оценка познавательных способностей: анализ динамики развития познавательных процессов и способностей.

Оценку динамики развития познавательных процессов и способностей обучающихся следует проводить на всех ступенях обучения, это одна из главных задач  Службы сопровождения, способствующая решению актуальных задач обучения.

 

3.    Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.

Анализ основных проблем личностного развития (трудности общения, нарушения в эмоциональной сфере, тревожность, гиперактивность, импульсивность, конфликтность и агрессивность и других).

 

4.    Анализ текущего состояния: физическое и психологическое состояние обучающихся.

Анализ текущего психологического и физического состояния обучающихся на практике очень часто находится в компетенции школьного психолога.

 

5.    Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений.

Детско-родительские отношения влияют на обучаемость и поведение обучающихся в лицее. Задача школьного психолога — психологический анализ детско-родительских отношений у проблемных детей и разработка конкретных рекомендаций по их нормализации.

 

6.    Профориентация и профильное обучение: профессиональная ориентация обучающихся.

Профильное обучение дает снижение учебной нагрузки и возможность изучения для старших школьников, то, что интересно и необходимо, в рамках образовательного учреждения. Профориентация помогает молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

 

7.    Анализ межличностных отношений: межличностные отношения обучающихся со сверстниками и педагогами.

Эффективность воспитательного процесса в образовательных учреждениях, особенно в старших классах, зависит от понимания педагогами характера межличностных взаимоотношений обучающихся и объективная информация о взаимоотношениях между обучающимися и педагогами.

 

Направления деятельности психолога  

 Психодиагностическое направление

1.    Индивидуальное психологическое обследование обучающихся:

  • выявление причин неуспеваемости;
  • анализ проблем личностного развития;
  • готовность к школе.

2.    Фронтальное психологическое тестирование обучающихся:

  • оценка развития познавательных процессов и способностей;
  • анализ текущего физического и психического состояния обучающихся;
  • профориентация;
  • анализ межличностных отношений обучающихся.

3.    Психологическая диагностика семейных и детско-родительских отношений.

   Психологическое консультирование

   Консультирование родителей

   Консультирование подростков

  • проблемы самоопределения и профориентация;
  • взаимодействие со сверстниками и родителями.

Развивающее направление

1. Психологическая работа с обучающимися

  • Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися в контексте психолого-педагогического сопровождения

  • Групповые развивающие занятия для первоклассников «Помоги другу».

  • Групповые развивающие занятия для пятиклассников «Адаптационный период»

  • Групповые развивающие занятия для девятиклассников «Предпрофильная подготовка»

  • Групповые развивающие занятия для десятиклассников       

2.Психологическое сопровождение родителей

  •  Тематические выступления на родительских собраниях

  •  Индивидуальные и групповые консультации родителей

Методическое направление

 Разработка программ

 Факультативные занятия по психологии

 

«Помоги другу»

Направленность программы – развитие самосознания и рефлексивных способностей детей, раскрытие познавательных возможностей ребёнка

Актуальность – идеи современного образования связны со стремлением развить творческие способности учащихся, постоянно подпитывать их познавательные интересы и высокий уровень мотивации учения, способствовать полноценному личностному развитию, что невозможно без высокого уровня самосознания, реализуемого на основе развёртывания рефлексивных способностей.

Новизна – отличие данного курса от других состоит в сдвиге акцентов с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения.

Цель – развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями

Задачи:

  • познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии

  • учить методам и приёмам познания себя

  • ориентировать детей на целенаправленное развитие системы восприятия окружающего мира

  • познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека с целью осознания ими собственных характеристик

  • научить детей осознавать и называть собственные переживания

  • помочь осознать в себе задатки и способности

  • ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения

  • познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов

  • развивать уважение к другим людям и самоуважение, формировать навыки эмпатии и сопереживания

Формы и режим занятий – групповые развивающие занятия

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • оценка эффективности программы происходит с помощью проведения диагностики уровня самооценки детей, уровня развития рефлексивных способностей, состояния мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер, характеристик познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), психологического статуса в группе сверстников.

Составлено на основе программ следующих авторов: Хухлаева О.В., Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова

 

Мир психологии (5-9 классы)

Направленность программы - развитие самосознания и рефлексивных способностей детей, развитие умения сделать выбор, справляться с конфликтными ситуациями, формирование потребности в самоизменении и личностном росте, помощь в обретении уверенности в собственных силах и преодолении подросткового кризиса

Актуальность – подростковый период – важнейший этап жизни человека, часто сопровождающийся острым переживанием своего взросления (агрессия, непослушание, алкоголь, школьные трудности). Групповые психологические занятия дают возможность подросткам поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе, обсудить важные для них темы, высказать свою точку зрения, утвердиться в собственной ценности, что является необходимым условием личностного развития и разрешения психологических проблем.

Цель – обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в подростковый период

Задачи:

  • помочь детям осознать свои особенности, разобраться в своих чувствах и желаниях

  • научить строить взаимоотношения с окружающими

  • научить справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки

  • помочь обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис

  • сформировать потребность в самоизменении и личностном росте

  • повысить уровень коммуникативных навыков

  • обучить положительному самоотношению и принятию других людей

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

оценка эффективности программы происходит с помощью проведения диагностики уровня самооценки детей, уровня развития рефлексивных способностей, состояния мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер, характеристик познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), психологического статуса в группе сверстников.

 

Составлено на основе программ следующих авторов: Хухлаева О.В., Микляева А.В.

 

Психология и выбор профессии

Направленность программы – профильная ориентация учащихся старшей школы

Актуальность – выбор профессии – важный этап жизни человека, от результата которого зависит успешность профессиональной деятельности человека, его удовлетворённость собой. Занятия по данному курсу помогают сформировать психологическую готовность подростков к выбору профессии на основе своих убеждений и ценностей, психологических особенностей, что является залогом успешной профессиональной карьеры.

Цель – содействие принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению

Задачи:

  • формирование адекватного представления учащихся о своём профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания о мире профессий

  • ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии

Формы и режим занятий – групповые развивающие занятия

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Становление личного профессионального плана, защита проекта «Моя будущая профессия».

Проверка осуществляется в конце каждого занятия в виде 5 вопросов или заданий по пройденному материалу.

 

Составлено на основе программ следующих авторов: Резапкина Г.В.

 

 

Вопросы педагогу-психологу вы можете отправлять по электронной почте:

 yjnrf1961@mail.ru

Дата последнего обновления страницы 10.04.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»